Архивы

biotechnology_behind-scenes-696x392На Х Екатерининских чтениях «Православие и наука в XXI веке» преподаватель Церковно-практической кафедры Екатеринодарской семинарии священник Вячеслав Клименко выступил с темой «Нравственные пределы биотехнологий»

 

 

 

 

Нравственные пределы биотехнологий в современном обществе

На Х Екатерининских чтениях «Православие и наука в XXI веке» преподаватель Церковно-практической кафедры Екатеринодарской семинарии священник Вячеслав Клименко выступил с темой «Нравственные пределы биотехнологий»

Сегодня прогресс повсеместно воспринимается обществом как некое благо. С понятием «прогресса» связано много надежд и воздыханий современного человека, его развитие превращается в культ.

Идею о том, что прогресс — это верный путь развития общества, мы встречаем в книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» аббата Сен-Пьера. «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» маркиза де Кондорсе (Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе) считается фундаментом, на который опираются многие защитники прогресса самого по себе.

Интересно то, что Гегель и Иоганн Вольфганг фон Гете почитали Наполеона Бонапарта — продолжателя Французской революции — воплощением такого прогресса.

Сегодня въевшийся в человеческое сознание прогресс как самоцель становится частью всего — деятели науки и культуры, полководцы и политики стараются достичь прогресса во всем.

Однако, Иван Сергеевич Аксаков более ста лет назад отметил, что «прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет… с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином»[1].

Говоря о необходимости совершенствования «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16) Апостол Павел предупреждает: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).

Биомедицинские технологии к концу ХХ столетия достигли такого развития, которое дает возможность с помощью вспомогательных репродуктивных технологий «давать» жизнь не только в тех случаях, когда она не возникнет естественным путем, но еще и способами, которые человеку, как биологическому виду, не доступны. Поэтому можно считать, что «новейшие биомедицинские технологии обнажают связь между достижениями биомедицины и падением ценности человеческой жизни»[2].

Достаточно заметить, что после революции 1917 года были сняты всякие этические границы развития биотехнологий и вплоть до сего дня у нас не запрещено и никак не ограничено использование эмбрионов.

Обратимся к рассмотрению проблемы в сфере репродуктивных технологий.

Проблема деторождения в Священном Писании

В Священном Писании первая заповедь, которую Господь дает человеку звучит так: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Об этом Прп. Ефрем Сирин пишет так: «Благословил же до вселения в рай, на земле, чтобы благословением, которое предварила благость, ослабить силу проклятия, поразившего вскоре правдой (Божией) землю. Благословение было только в обетовании, ибо исполнилось уже после изгнания человека из рая»[3]. Т.е. благословение дано и должно было принести свой плод. Но человек не владелец этого мира в полном смысле, его власть делегирована ему от Господа. Так и святитель Иоанн Златоуст объясняет эти слова: «Примечай человеколюбие Божие: еще прежде создания жены, Бог делает ее участницею владычества (над тварями) и удостаивает благословения. Видишь власть несказанную? Видишь начальство великое? Видишь, что все твари подчинены человеку? Не думай же низко об этом разумном животном, но помышляя о величии его чести и о благоволении к нему Господа, дивись Его неизреченному человеколюбию»[4].

Человек — работник, возделыватель рая. Но вместо возделывателя он решает стать обладателем всего творения. Запретный плод — лишь первый шаг на этом погибельном пути. Умирая, человек все тянет за собой. В результате грехопадения переворачивается весь мир. Пытаясь присвоить себе то, что ему не принадлежит, Адам губит все. Сегодня это ярко видно на любом примере — взять хотя бы цветок. Пока он растет на поляне (не принадлежит никому), любоваться им может каждый. Но стоит кому-нибудь попытаться этот цветок присвоить себе — тут же его убивает, ведь оторванный от корня он погибнет. Этот принцип сегодня действует во всем мире — человек не в силах удержать в своих руках того, на что он посягнул.

Господь проклял землю, наказал Жену и Адама. Теперь для Евы соблюдение заповеди о размножении оборачивается мучениями: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Святитель Иоанн Златоуст комментирует это проклятие как милость Божию: «Смотри на благость Господа, какую показывает Он кротость после такого преступления. Я, говорит, хотел, чтобы ты проводила беспечальную безболезненную жизнь, свободную от всякой скорби и горести и исполненную всякого удовольствия, (хотел, чтобы ты), будучи облечена телом, не чувствовала ничего телесного. Но как ты не воспользовалась по надлежащему таким счастием, но избыток благ довел тебя до столь великой неблагодарности, то чтобы ты не предалась еще большему своеволию, Я налагаю на тебя узду, и осуждаю тебя на печали и воздыхания. Я, говорит, сделаю, что у тебя рождение детей — источник великого утешения — будет начинаться печалию, чтобы ты сама в повседневных скорбях и печалях при деторождении имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание, чтобы с течением времени не предала ты забвению случившегося теперь, но знала бы, что причиною этого был для тебя обман. Здесь разумеются болезни рождения и тот великий труд, какой должна терпеть (жена), нося плод, как бремя, в продолжение стольких месяцев, — также некоторые особенные, происходящие отсюда, боли, растяжение членов и те нестерпимые страдания, которые знают только те (жены), которые испытали (их)»[5].

Иными словами, избыток блага, который предполагается искомым результатом прогресса, явился для Евы поводом к грехопадению.

Далее у Прародителей рождаются сыновья и из зависти один убивает другого — деторождение принесло скорбь еще бОльшую. Взрослый сын убил своего брата. «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Быт. 4:8). Снова обратимся к словам святителя Иоанна Златоустого: «Если мы, по прошествии стольких лет, каждый день видя умирающих, умирающих притом естественною смертию, и нисколько не близких вам людей, сокрушаемся и, хотя бы умерший был наш врага, прекращаем вражду, — тем более Каину следовало бы содрогнуться и тотчас же испустить дух, когда. он видел, что тот, с кем он недавно беседовал, — брат от одной матери и от одного отца, родившийся из одной с ним утробы, привлекший на себя Божие благоволение, вдруг лежит, бездыханный и неподвижный, и трепещет на земле»[6].

Спустя время мы уже находим в священном писание сложившееся мнение, что деторождение является благословением Божиим и что каждая семья, не могущая по той или иной причине иметь детей, не находит благоволения в очах Божиих.

Вспомним жизнь патриарха Авраама и рождение его сына Исаака. Господь обещает почти столетнему Аврааму рождение сына от Сарры и заключает с ним обет в виде обрезания крайней плоти. «Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его» (Быт. 17:24). «Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог… Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его» (Быт. 21:2, 5).

Иногда можно встретить противоречивые раввинистические толкования, что заключение завета с Богом в виде обрезания помогло Аврааму и Сарре родить Исаака еще и с биологической точки зрения. Однако, до этого у Авраама уже родился сын Измаил от Агари.

В «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано, что «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака»[7], а невозможность иметь детей сегодня не рассматривается как проклятие семьи, ведь и в благочестивых семьях иногда могут не рождаться дети, что мы видели выше, вспоминая жизнь пророка Авраама.

Достижения в области репродуктивных технологий

На сегодня известны несколько вспомогательных репродуктивных технологий, к которым относят:

Экстракорпоральное оплодотворение

Инъекция сперматозоида в цитоплазму ооцита (ИКСИ)

Криоконсервация половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, транспортировка половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов

Использование донорских ооцитов

Использование донорских сперматозоидов

Использование донорских эмбрионов

Суррогатное материнство

Искусственная инсеминация

Криоконсервация гамет и эмбрионов.

Эта сфера в нашем государстве регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (глава 6, статья 55), Приказом Минздрава России от 30.08.2012 N 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» и Приказом Минздрава России от 30 октября 2012 г. N 556н «Об утверждении стандарта медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий».

В документе «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери», принятом на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года, сказано: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений» (ОСК XII.4)»[8].

Сегодня некоторые представители Церкви путают искусственное и экстракорпоральное оплодотворение, либо считают эти слова синонимами. Заметим, что второе является частным случаем первого. Вне утробное оплодотворение осуждается по причине гибели многих эмбрионов. В вышеприведенных законодательных актах не обозначена роль эмбриона, ему не присвоены свойства личности, он не назван человеком. Однако, сегодня ведутся споры относительно совершения абортов и имеется множество аргументов в пользу понимания совершения аборта на любом сроке как прекращения жизни человеческого индивида.

Вывод

Итак, мы выяснили, что деторождение — это соблюдение одной из первых Божиих заповедей, данной всему творению. Способность людей к деторождению часто понимается как благоволение Бога, а неспособность в разные временя отождествлялась с проклятием.

Сегодня человеку доступны различные вспомогательные репродуктивные технологии, некоторые из которых не посягают на жизнь человека и не предполагают аморальных действий.

Развитие биотехнологий несомненно способно принести пользу обществу в умеренных областях. Но даже наличие в области репродуктивных технологий действий, связанных с грехом блуда или убийства, регулируемых на законодательном уровне говорит о порочности общества.

Если все оставить без изменений, человек «совлечет с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином»[9]. Поэтому в сфере биотехнологий необходимы этические ограничения.

Некоторая часть вопросов уже рассмотрена и мы можем руководствоваться Основами социальной Концепции Русской Православной Церкви, постановлениями Священного Синода и некоторыми другими общепринятыми в Русской Православной Церкви документами.

Но существует еще множество вопросов, требующих рассмотрения и вынесения решения по поводу отношения к ним Церкви.

Стоит также отметить, что биотехнологии — это новое явление в жизни Церкви, поэтому мы не сможем найти однозначного ответа на поставленные временем вопросы в канонических определениях, но следуя духу Христовой Истины мы всегда сможем найти верное решение!

Сноски:

[1] Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс // На запросы духа. Сост. А. Палицкий. Пг., 1914.

[2] Силуянова, И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности : Учебн. пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. [2, с. 59]

[3] Ефрем Сирин, прп. Толкования на Священное Писание. Книга Бытия. [Электронный ресурс]

[4] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 10. [Электронный ресурс]

[5] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 17. [Электронный ресурс]

[6] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа 19. [Электронный ресурс]

[7] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Х.2.

[8] Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» [Электронный ресурс]

[9] Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс // На запросы духа. Сост. А. Палицкий. Пг., 1914.

Список использованных источников.

Ефрем Сирин, прп. Толкования на Священное Писание. Книга Бытия. [Электронный ресурс] режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1
Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. [Электронный ресурс] режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17
Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024.html
Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс // На запросы духа. Сост. А. Палицкий. 1914.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
Силуянова, И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности : Учебн. пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008.

Сегодня:









Календарь
Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Войти
Карта посещений