В наше тяжелое и лукавое время человек всё чаще начинает задумываться о различных опасностях, стоящих за его дверью и ожидающих своего часа. Двадцать первый век врывается в нашу жизнь, неся с собой новые изощрённые виды опасности, с которыми мы можем столкнуться не только в быту, но и через информационные технологии всемирной «сети ловчей» —  интернета, а также через СМИ, заставляя принимать меры по защите от негативного воздействия информационного пространства. Но мало кто задумывается о духовной опасности, которая подстерегает нас в сектах, и том зле, которое они несут в себе, трансформируясь и приобретая всё новые изощрённые формы, в зависимости от тенденций определённого времени, места и пространства. А ведь эта опасность является самой серьезной, поскольку может воздействовать не только через все перечисленные ранее средства, но и на сакраментальном, духовном уровне, нанося вред не только физическому, но и духовному здоровью.

В настоящее время актуальность этой проблемы нельзя оставить без внимания по нескольким причинам:

— предупредить людей о вреде секты и негативном влиянии её учений для души человека;

— вернуть тех, кто уже попал в секту, показав несостоятельность и лживость доктрин, создаваемых на протяжении всей истории секты, и наставив на истинно спасительный путь, который проходит через Церковь верой в Иисуса Христа.

С момента падения «железного занавеса», в нашу страну ринулось огромное количество сект различных толков и мастей, и многие из них называют себя и своё учение христианством, причём, самым истинным, нежели то, что было и есть на нашей русской земле. На территории Российской Федерации, одной из наиболее распространенных сект является Общество Сторожевой Башни, или Свидетели Иеговы. Несмотря на активную агитацию Свидетелей Иеговы, большинство людей мало знает об их организации, кроме, может быть, некоторых взглядов на вопросы совести. Многие слышали о бескомпромиссном отказе Свидетелей принимать переливание крови и праздновать государственные праздники и дни рождения,  об их твердом отказе от службы в армии и участия в любой политической деятельности. Возникновение и распространение новых религиозных объединений не является только российским явлением — это общемировой процесс. В тех странах, где их защищают конституционные свободы, они активно пользуются этим правом. В других странах они подвергались суровым преследованиям, арестам, а их сайты и литература – официальному запрещению. Поскольку Православная Кафолическая Христианская Церковь широко распространена по всему миру, то в Её рамках необходимо найти адекватные ответы на прозелитическую деятельность секты Общества Сторожевой Башни и предложить их тем, кто потерял мировоззренческие ориентиры и духовную опору в жизни.

До настоящего времени в изучении секты «Свидетели Иеговы» внимание уделялось, прежде всего, двум аспектам: еретическому учению секты и её разрушительному воздействию на личность. В соответствии  с этим, довольно широко представлены  богословские и апологетические труды православных и инославных авторов: Дворкин А., священник Стеняев О., священник Зноско-Боровский М., Чернышев В.М., иеромонах Дворцов Г., Ефимов И., Рид Д., Макдауэл Дж.

В вышеуказанных трудах излагаются история Общества, методы деструктивного воздействия, вероучение секты,  административное управление организацией, общая характеристика изданий, сравнение и апология христианского учения от нападок Свидетелей Иеговы.  Тем не менее, система трансформации доктрин Общества Сторожевой Башни в целом не выявлена.

Основными источниками по данной теме являются периодические издания журналов ОСБ «Пробудитесь!» и «Сторожевая башня», и другие публикации ОСБ, помимо этого, труды и исследования православных авторов: Дворкин А., иеромонах Дворцов Г., священник Стеняев О., Чернышев В.М., а также бывших свидетелей Иеговы, и представителей иных конфессий: Рид Д., Макдауэл Дж.

 

Источники вероучения

Относительно источников вероучения ОСБ[1], само Общество говорит, что самым основным и главным для него источником является Библия, и Свидетели Иеговы активно используют её для того, чтобы обосновывать доктрины своего вероучения. Свидетели Иеговы называют себя истинными христианами и пытаются доказать, что их учение получает свою преемственность от ранних христиан. Основная книга и пособие для изучения Библии называется «Чему на самом деле учит Библия?». В ней изложены основные вероучительные истины и догматы ОСБ.

Историю возникновения Общества и источники его учения Свидетели пропагандируют не только через книги и периодические издания, но и через мультимедиа ресурсы, такие как  фильмы на видео кассетах и DVD, а также через глобальную сеть интернет.

Но на самом деле ОСБ ведет лукавую и хитрую игру, подтасовывая исторические факты, изолируя их от основного контекста истории Общества, и сглаживая шероховатости своей истории,  вводя новые специализированные термины и вероучения.

Учение ОСБ созиждится на пяти основных источниках, которые появлялись по мере  «исследований» Библии основателем Общества, а далее, самим Обществом.

Источники эти таковы: Библия, теология Адвентистов, пирамидология «Библия в камне», пирамида Хеопса, «Исследования Писания» Ч.Т.Рассела, «Перевод нового мира»[2].

1. Библия. Основатель Общества Рассел познакомился с Библией ещё в детстве, будучи в пресвитерианской общине, а в юношестве присоединился к конгрегационалистам, от них его учение унаследовало основные протестантские догмы.

2.Теология Адвентизма. Небольшая группа Адвентистов под руководством Нельсона Х. Барбора повлияла на некоторые взгляды Рассела относительно ада и посмертной участи человеческих душ, а так же, породила в нём интерес к предсказаниям конца света. От Барбора Чарльз наследовал веру в то, что Иисус Христос в 1874 году незримым образом пришел в мир, а в 1914 году этот мир будет уничтожен и наступит «Тысячелетнее царство».

3.«Исследования Писания». Вскоре после разрыва отношений с Адвентистами и прекращением финансирования их журнала «Глашатай утра», Чарльз Рассел запускает свой собственный проект — журнал под названием «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова», в котором он публикует свои доктрины на основании собственных исследований некоторых книг Библии. Главным аспектом исследований становится дата Второго пришествия 1914 года. В будущем Рассел начинает издавать серию книг под названием «Исследования Писаний», в которых он систематизирует все свои учения, в частности,  антитринитарные взгляды. Ко времени смерти Рассела было уже издано шесть томов «Исследований». Сам пастор Рассел высказывал мнение о значении своих творений чрезвычайно возвышенно и говорил, что его толкования и исследования Библии являются фактически самой Библией и, даже лучше, более упорядоченной и структурированной. Рассел говорил о своих «Исследованиях», что если кто-то изучал Библию изолированно от них, то он непременно окажется во тьме, но если кто-то будет изучать «Исследования», то даже не читая Библии, он «будет ходить во свете»[3]. Надо заметить, что у нынешних «Свидетелей Иеговы» практически такие же взгляды на собственные издания и их соотношение с Библией.

4. Пирамидология. Исследования завели Рассела настолько далеко, что  он пришел к выводу, что помимо той Библии, что у него в руках, есть иная Библия — «библия в камне»[4]. Так он назвал пирамиду Хеопса и был уверен, что  с её помощью он сможет разгадать те загадки, на которые не может ответить Библия. Он начал вычислять параметры пирамиды и проводить с ними различные арифметические манипуляции, умножая и накладывая их на свои вычисления, полученные из исследований. Таким образом, Рассел получил свою первую дату конца света 1914 год, которая совпала с датой Второго пришествия, которую он вычислил ранее[5].

5. «Перевод нового мира»[6]. Немного прошло времени с тех пор как идеология Общества Сторожевой Башни начала находить всё больше сторонников, но, по мере распространения организации в мире, начала распространяться и критика Общества. Главная критика заключалась в том, что учение и догмы принятые ОСБ шли в противовес основным библейскими позициями. Эта проблема очень озадачила верхушку Общества, поскольку эти расхождения заставляли людей более внимательно относиться к учению организации и задумываться над истинностью этого учения. Защитной реакцией Общества на критику было решение о создании собственного перевода Библии, который смог бы примирить учение Свидетелей Иеговы с библейским учением и успокоить сомнения адептов. Решение о создании своего перевода было сделано в 1946 году[7]. Спустя четыре года в 1950 году Свидетели Иеговы при «помощи Великого Автора Книги»[8] создали «Перевод нового мира» книг Нового Завета на английском языке, а в 1961 году было выпущено полное издание перевода[9]. По словам организации, целью перевода является искоренение небиблейских взглядов, из тех переводов, которые отразились в  «христианском мире», а «понятные библейские учения» были сглажены туманностью и нелогичностью самих переводов. Новый перевод Общества впоследствии был переведен на множество языков, а по данным самого Общества на начало 2012 года «Перевод нового мира» издан на ста шести языках мира[10]. Для Общества Сторожевой Башни «Перевод нового мира» является не только каноническим, но и основополагающим в основных вопросах вероучения.

2 Личность основателя

Организация Общества Сторожевой Башни в идеологическом плане является полноценным преемником протестантского учения, которое получило второе дыхание благодаря новым человеческим наслоениям, которые, в свою очередь, по мере развития секты привносились пасторами-президентами, а затем коллективом «верного и благоразумного раба»[11]  в новую человеческую «закваску», которая идеально была интегрирована в старое протестантское учение. Подлинным основателем и первым президентом секты ОСБ является американец Чарльз Тейз Рассел[12]. Он родился 16 февраля 1852 года в США в штате Пенсильвания[13].

Родители Рассела были верующими людьми, исповедующими пресвитерианские взгляды. Его отец был владельцем магазина верхней одежды, поэтому семья Рассела была материально обеспеченной.

Чарльз Рассел в начале своего духовного пути исповедовал пресвитерианскую веру, но, не находя в ней удовлетворения своих духовных потребностей, перешел в общину конгрегационалистского кальвинизма. Но вскоре, в шестнадцатилетнем возрасте, после продолжительных духовных переживаний и раздумий Рассел покидает и эту общину.

После этого Рассел продолжает искать истинную «церковь» и попадает на богослужение, где знакомится с учением одного из направлений адвентизма, которое впоследствии оказало на него колоссальное влияние.

В восемнадцатилетнем возрасте, Рассел организовал в Питсбурге кружок по исследованию библии, на котором его друзья избрали его пастором своей группы. Библейский кружок начал беспрецедентное и основательное изучение библии, но на деле дублировал основные доктрины адвентизма[14].

В 1876 году Чарльзу Расселу попал  руки один из небольших адвентистских журналов «Глашатай Утра» издаваемый Нельсоном Барбоуэром, где он прочитал о том, что в 1874 году состоялось пришествие Иисуса Христа, но только невидимым идейным образом. Рассел стал проповедовать, что  1874 год является годом второго пришествия Господа невидимым и духовным образом.

Рассел сильно заинтересовался исследованиями Барбоуэра относительно конца света. Встретившись с ним, Рассел обнаружил для себя, что его библейские исследования практически полностью совпадают с концепцией учения адвентистов. Этот факт настолько вдохновил Рассела, что он стал спонсором и одним из главных редакторов журнала Н. Барбоуэра. После этого момента в жизни кружка «Исследователи Библии» наступила новая эпоха, было принято решение объединить его с группой последователей адвентиста Н. Бароуэра.

Через некоторое время дружба пасторов из-за богословских споров прекратилась, и в 1878 году Рассел начал самостоятельно издавать журнал «Сионская Сторожевая Башня и Вестник Присутствия Христа» (Zion’s Watch Tower and Herald of Christ Presence)[15].

В 1879 году Рассел женился на своей последовательнице Мэри Френсис Экли[16], которая активно его поддерживала и помогала  с издательством журнала.

В 1881 году в городе Питсбурге было основано «Общество Сторожевой Башни и Трактатов Пенсильвании», а в 1884 году Рассел официально зарегистрировал общество как некоммерческую организацию, президентом которой он являлся. В 1896 году общество стало называться «Обществом Сторожевой Башни, Библии и Трактатов Пенсильвании», Рассел был полноценным хозяином организации[17], а последующие поколения руководителей общества на самом деле были наемными работниками[18].

Таким образом,  Рассел создал идеальный механизм для зарабатывания денег через организацию ОСБ. В 1893 году в Чикаго (штат Иллинойс) состоялось собрание первого конгресса «Исследователей Библии», на котором некоторые делегаты осудили учения Рассела, а также, его принципы в деле руководства организации, на что пастор добился незамедлительного изгнания их из Общества.

С 1909 года Общество основывает свой филиал, штаб – квартира которого находилась в штате Нью-Йорк, в городе Бруклине.

С 1956 года организация Рассела стала называться «Общество Сторожевой Башни, Библии и Трактатов, филиал Нью-Йорка»[19].

Семейная жизнь пастора Рассела имеет довольно скандальную репутацию. Его жена и помощница Мэри Экли в 1897 году по причине измены своего мужа Рассела рвет с ним отношения, подает в суд и покидает пост помощника редактора «Сторожевой башни», хотя и остается одним из директоров Общества до 1900 года. Суд по многочисленным уликам признал фактом супружескую измену Рассела с Мисс Роуз Болл, а также рядом других последовательниц его общества[20], и обязал Рассела выплатить бывшей жене крупную денежную компенсацию. В ходе процесса выявился один интересный факт – Рассел, завладев львиной долей акций своего Общества, стал единолично управлять его финансами. Притом,  по совету своих адвокатов, до вынесения судебного вердикта, он успел «пожертвовать» своему же Обществу большую часть средств от продажи сети магазинов одежды[21]. Интересы Рассела на бракоразводном процессе отстаивал его будущий преемник – «судья» Руттерфорд[22].

Скандальная репутация Рассела усугубилась после расследования в 1913 году дела о «Чудо-Пшенице». Усердные занятия по изучению библии не приносили того дохода, которого хотел Рассел, поэтому был найден новый бизнес, из-за которого он и пострадал. Газетой «Brooklyn Daily Eagle» (Бруклин Дэйли Игл) была разоблачена его мошенническая попытка продавать обычную пшеницу как особо благословенную и чудотворную по огромной цене — 60 долларов за бушель (32,5 литров). Помимо этого, газета обвинила пастора в мошенничестве по отношению к жене и лишении ее законных финансовых средств от продажи «приданного»; в том, что он изменял жене с другими женщинами; в попытке выдавать себя за представителя всех деноминаций;  в том, что его бизнес связан с компаниями по переработке свинца, асфальта и скипидара; в принуждении умирающих людей отписать ему все свое имущество; в том, что он организовал продажу собственности стоимостью 35000 долларов за 50 долларов с целью обмануть другого человека[23]. После этой статьи Рассел подал на редакцию газеты в суд, требуя компенсации в размере 100000 долларов[24].

Адвокаты газеты для защиты воспользовались пострадавшими от мошенничества Рассела свидетелями, которыми были фермеры, купившие «Чудо — Пшеницу». В итоге вся информация из газетной публикации оказалась достоверной,  а Рассел был вынужден оплатить крупный штраф за мошенничество, а фермерам возместить убытки.

Это дело было не последним судебным процессом в жизни Рассела. В 1912 году пастор общины баптистов из Канады Дж. Росс в своей разоблачительной брошюре обвинил Рассела в полном невежестве знаний библейских языков, а также, сказал, что тезисы Рассела «противоречат логике, противоречат науке, противоречат Библии и противоречат христианству, представляют собой прискорбное извращение Евангелия возлюбленного Сына Божия».

Чтобы не уронить своего достоинства в глазах адептов своего учения, Рассел опять подает в суд. Чарльз принес присягу перед судом, что он прекрасно знаком с греческим и древнееврейским языком, но, оказалось, что он не знает ни одной буквы греческого алфавита. На этом же суде было выяснено, что пастор Рассел вовсе не пастор, а самозванец. В конце судебного процесса, он вынужден был признать, что все сказанное в брошюре Росса является правдой, то есть пастор Рассел «не получил даже среднего образования, практически ничего не знает о философии, систематическом и историческом богословии и находится в полном неведении относительно древних языков»[25].

В 1914 году началась первая мировая война. Это обстоятельство ободрило Чарльза и его последователей, а также тех, которые увидели в происходящих событиях исполнение «пророчеств» пастора Рассела. Однако уже наступил 1915 год, а «полное свержение современного земного руководства» и установление тысячелетнего Божьего Царства так и не произошло. Этот факт заставил многих людей покинуть Общество, а Рассела признать шарлатаном и ересиархом.

Почувствовав финансовую угрозу организации, Рассел через «Сторожевую башню» обращается к адептам с призывом быть верными и терпеливыми, а также не переставать жертвовать для божьего дела[26].

Рассел и его организация продолжают активно убеждать адептов в том, что конец света наступит уже через несколько лет в 1918 году[27]. Рассел проповедовал свои взгляды до самой смерти, однако он не прожил достаточно долго, чтобы собственными глазами увидеть крах всех своих предсказаний о дате конца света. По пути в Нью-Йорк, проезжая Техас в экспрессе 31 октября 1916 года Чарльз Тейз Рассел умер [28].

По истории возникновения секты ОСБ, и по исполнению ее «пророчеств» можно сделать определенный вывод, что Чарльзом «руководил» какой угодно дух, но точно не Святой.

Современные приверженцы учения ОСБ очень высоко оценивают труды Рассела и даже указывают на то, что им управлял «святой дух Иеговы»[29]. Последователи похоронили его под каменной плитой, а рядом с могилой установили массивную каменную пирамиду с изображениями креста и венка, с надписью «Общество Сторожевой Башни»[30].  Эта пирамида и по сей день возвышается над кладбищенскими плитами в местечке Росс, где и привлекает к себе множество туристов.

3 Роль лидеров в трансформации вероучения ОСБ

Любая религиозная организация имеет свою историю, которую свято хранит и дорожит ей, у истоков любой такой организации стоит определенная личность основателя или основателей, которая играла свою роль в создании этой организации. Общество Сторожевой Башни не является исключением и так же имеет своих основоположников и лидеров движения, которые в определенные исторические моменты Общества сыграли свою роль в формировании не только административных моментов, но и в вопросах вероучения.

Кружок «верующих», который впоследствии стал Обществом Сторожевой Башни начал своё неофициальное существование с 1870 года[31]  и действует вплоть до настоящего времени – это сто сорок два года. За этот период организация изменялась, принимая новые формы управления и власти. Все изменения в Обществе были так или иначе связаны с деятельностью лидеров организации. Основными лидерами  Общества Сторожевой Башни были: Чарльз Тейз Рассел, Джозеф Франклин Рутерфорд, Натан  Гомер Норр, Фредерик Вильям Френц, Милтон Джордж Хеншель и Дон Адамс.

1. Чарльз Тейз Рассел.

Основателем движения «Исследователей Священного Писания», а также первым президентом Общества Сторожевой Башни является Чарльз Тейз Рассел (1852-1916) . Он является тем человеком, без которого ОСБ не получило бы начало своего существования. Рассел отличался необычайной харизмой и талантом, а так же задатками лидера, что помогло ему за достаточно короткий срок собрать вокруг себя огромное количество последователей своего учения, из которых впоследствии сформировался костяк самого Общества. С 1879 года Чарльз запускает в печать журнал под названием «Сионская Сторожевая Башня и Вестник Присутствия Христа», который стал главным информационным каналом для распространения его учения в массы. Рассел установил основные постулаты вероучения и задал настрой, в духе которого организация, в принципе, придерживается и по сей день.

Чарльз в основу своего учения заложил такие доктрины:

— Учение о незримом присутствии Иисуса Христа с 1874 года[32];

— Учение о Втором пришествии Иисуса Христа в 1914 году[33];

— Учение о тысячелетнем Царстве Божьем на земле с 1914 года[34];

— Учение о воскресении ветхозаветных патриархов и пророков в 1914 году[35];

-Учение о пророческом значении, заложенном в пирамиду Хеопса[36];

— Учение об Иегове как об одном «боге» (отрицание Троицы)[37];

-Учение об Иисусе Христе, как первом и высшем творении Иеговы (отрицание божественности Иисуса Христа)[38];

— Учение о «святом духе», как действующей силы Иеговы[39];

— Учение о тождественности сборника «Исследования Писания» Чарльза Рассела с самим Священным Писанием[40];

— Отрицание существования рая и ада[41];

— Отрицание бессмертия человеческой души[42];

— Учение о президенте Общества как «верном и благоразумном рабе»[43].

2. Джозеф Франклин Рутерфорд.

После ухода из жизни Чарльза Рассела, президентом учрежденного им общества становится «судья» Джозеф Франклин Рутерфорд. Он родился в 1869 году, в США, в баптистской семье. Рутерфорд получил юридическое образование, а в 1889 году вступил в должность судебного секретаря, а спустя два года был допущен к адвокатскому делу[44]. В 1894 году Рутерфорд купил первые три тома книги «Тысячелетний рассвет» из серии учебников по изучению Библии, автором которой являлся Ч.Т.Рассел у двух распространителей, которые посетили его офис[45]. После прочтения книг Джозеф был настолько впечатлен искренностью Рассела и схожестью в их мировоззрениях[46], что немедленно решил написать письмо в редакцию Общества и выразить свою признательность[47].

В 1906 году Джозеф Рутерфорд крестился и год спустя стал консультантом по юридическим вопросам  Общества Сторожевой Башни в штаб-квартире  города Питтсбург[48]. Рутерфорд стал ближайшим помощником Рассела, и часто участвовал вместо него в различных мероприятиях. Так, в апреле 1915 года он был его заместителем на дебатах с баптистским проповедником Троем, встреча с которым проходила в течение четырех ночей в Лос-Анджелесе перед аудиторией в 12000 человек[49], где они полемизировали на различные темы, в том числе, о посмертном состоянии людей, аде и втором пришествии Христа[50].  После смерти Чарльза Рассела в 1916 году, год спустя, в 1917 году, президентом Общества становится Джозеф Франклин Рутерфорд[51]. В знак признания и глубокого уважения к пастору Расселу,  Рутерфорд пишет и издает якобы «посмертный» седьмой том «Исследований Писания», авторство которого со стороны многих членов организации подвергалась сомнению[52], в котором излагаются доктрины и взгляды во многом противоречащие учению первого президента Рассела, что вызвало волну недовольства и протестов внутри Общества и обратило многих его последователей против Рутерфорда и они были изгнаны им и покинули организацию, образовав отдельные секты[53], которые считали только себя истинными преемниками Рассела, а Рутерфорда еретиком.[54] Помимо членов Общества, Джозеф не понравился и власти, за свои антиправительственные взгляды, которые излагались в седьмом томе «Исследования Писания», что повлекло за собой уголовное дело против Общества Сторожевой Башни и арест нового президента с его окружением, но, спустя девять месяцев в 1919 году были выпущены на свободу, а спустя год полностью оправданы и обвинения были сняты. [55] [56]

Освободившись из ареста, президент Рутерфорд начинает активную широкомасштабную деятельность по агитированию народа, для этого он ставит все свои силы на карту, и назначает новое время «прихода Царства Божия» на землю в 1918 году, а затем ещё более «точное время» — 1925 год[57]. Но «пророчество» в очередной раз не сбылось, следствием чего стал уход и разрыв отношений с Обществом Сторожевой Башни более пятидесяти процентов её членов[58]. Начало второй мировой войны в 1939 году было приурочено президентом Джозефом как предпосылка к началу Армагеддона[59]. Этот факт ободрил всех рядовых членов Общества, и заставил их поверить «пророчеству» своего президента. Свидетели Иеговы приступили к стремительному распространению «спасительной» вести о неминуемом уничтожении человечества, что вызвало массовые и без того панические настроения в народе. После чего деятельность Общества Сторожевой Башни была приостановлена властями и запрещена[60]. По окончании войны, членов организации стали постепенно освобождать из-под  арестов[61], а деятельность Общества возобновилась.  Джозеф Рутерфорд так и не дождался исполнения своих «пророчеств» и 8 января 1942 года в возрасте семидесяти двух лет он умер[62].
За время правления организацией Рутерфорд показал себя как хороший администратор, у него была железная хватка, которой он сумел достойно удержать веру в доктрины Общества в годы волнений и массовых уходов членов из организации. Помимо этого, он значительно увеличил количество филиалов Общества Сторожевой Башни и охватываемую ими территорию. Но основными его изменениями и новшествами в деле управления стали:
— 22 августа 1946 года запуск в печать журнала «Пробудитесь!»,  который ранее назывался «Золотой век» [63];

— В 1927 году было введено правило, по которому члены организации должны были распространять литературу по домам[64], а также вести отчеты о проведенной работе;

— В 1927 году прекращена печать серии книг Чарльза Рассела «Исследования Писания»[65];

— Отменено избрание старейшин на голосованиях собрания, а вместо этого старейшин стали назначать «служебные комитеты».  Затем, вместо этой практики, Рутерфорд с 1938 года  внёс поправки, согласно которым, местные собрания предлагали несколько кандидатов на должность своего руководителя.  Общество их рассматривало, а областной представитель Сторожевой Башни давал резолюцию, кто из кандидатов станет руководителем. Таким образом, вертикаль власти стала ещё больше тоталитаризированной[66];

— В 1931 году «Исследователи Библии» стали называться «Свидетели Иеговы»[67], чтобы позиционировать себя отдельно от различных сектантских групп, которые остались верны учению Рассела[68], а Рутерфорда считают за еретика.

Помимо административных реформ президента Джозефа Рассела, изменения коснулись и вероучительных доктрин [69]:

— Изменение учения Рассела о незримом пришествии Иисуса Христа с 1974 на 1914 [70];

— Изменение учения Рассела о правлении Иисуса Христа с 1878 [71] на 1914 год[72];

— Начало воскресения «спящих святых» было перемещено с 1878 года на 1918 год[73];

— Изменено учение об основной задаче членов Общества  как «возвращении Царя (т.е. Иисуса Христа) и Его Царства» , на новое учение о возвещении имени Бога Иеговы[74];

— Отвергнуто учение о верном и благоразумном рабе по Матф.24:45-47 в лице Чарльза Рассела, огласив, что поклонение человеку является «ловушкой дьявола» [75];

— Отвергнуто учение Рассела о возвращении генетических евреев в Палестину и восстановление их статуса богоизбранного народа [76];

— Отвергнуто учение Рассела о том, что пирамида является частью Божьего плана, и провозглашение её как «Библии Сатаны», которая создана для обмана Божьего народа[77];

— В 1935 году Рутерфорд отказался от учения Рассела о «большой компании», предназначенной для Божьего Царства, которая будет состоять из 144.000 всех Свидетелей Иеговы, и была выдвинута новая доктрина о том, что 144.000 рабов-помазанников будут править с  Христом на небе, а остальные члены Общества войдут в состав «великого множества овец»  и будут жить на новой земле, подчиняясь «небесному правительству» в лице Иисуса Христа и помазанников [78];

— Создание нового учения о «постепенном свете», согласно которому, с движением времени изучение отдельных библейских стихов всё более и более уточняется[79].

3.Нейтан Гомер Норр.

Преемником Джозефа Рутерфорда и третьим президентом Общества Сторожевой Башни стал Нейтан Гомер Норр. Он родился 23 апреля 1905 году в городе Вифлеем, штата Пенсильвания, США[80]. Родители Нейтана были членами реформаторской церкви. В возрасте 16 лет, он покидает реформаторов, и начинает интересоваться Исследователями Библии.

Вскоре, в 1922 году, принимает крещение и становится деятельным разносчиком литературы Общества. Год спустя он был приглашён на работу в Бруклинский центр Общества Сторожевой Башни, имеющий название Вефиль. В 1932 году его определили главой участка издательства Сторожевой Башни. После этого, в 1934 году он становится одним из директоров, а в 1940 году  вице-президентом Общества[81].

В 1942 году Нейтан Гомер Норр избирается на должность президента Общества[82].

Нейтан Норр умер от опухоли мозга 8 июня 1977 во время приема  скорой медицинской помощи в штаб-квартире Общества, в городе Нью-Йорк[83].

О пространном размахе прозелитической  деятельности  Свидетелей Иеговы  подтверждает  совершённое  в  1945-1956  гг.  президентом Общества Сторожевой Башни турне. Нейтан Норр побывал практически во всех государствах мира, объединяя  строи  приверженцев  организации  и  завоевывая её количественного роста, за счёт основания новых филиалов[84].

Накануне предсказанного «конца света», который планировался на 1975 год,  и мощного потока пропаганды, численность членов организации возросла практически в два раза, многие адепты массово продавали свою недвижимость, а деньги перечисляли на банковский счёт Общества. Пришла осень 1975 года, а «конец света» так и не наступил, следствием чего стали массовые оттоки разочаровавшихся рядовых членов из Сторожевой Башни. Защитной реакцией Общества стало обвинение «некоторых служителей Бога» в неправильном понимании и изолированном от всего Общества толковании определенных цитат из Библии[85].

Во время периода правления организацией новым президентом Нейтаном Норром, для распространения Общества было сделано колоссально много трудов, среди которых главными были:

— С 1942 года при президенте Норре все публикации Общества стали печататься без подписи автора[86];

— В 1943 году основана Библейская Школа Галаад, целью которой стала профессиональная подготовка кадров для руководящей и миссионерской деятельности по всему миру[87];

— В 1943 году трудами Норра при каждом местном собрании были организованы Школы Теократического Служения, целью которых было обучение рядовых членов Общества технологиям пропаганды своих идей среди населения[88];

— Воссоздание ранее упразднённого Рутерфордом органа зональных и региональных служителей, которые впоследствии стали называться окружными надзирателями и районными надзирателями;

— В 1946  г. журнал  «Утешение» получил новое название  «Пробудитесь!» [89];

— В период правления Норра результаты активизации проповеднической деятельности отразились в росте числа филиалов Общества Сторожевой Башни с 57 в 1946 году до 97 в 1976 году[90];

— С 1976 года создаётся новый орган управления Обществом, Руководящий Совет, который получает полную юридическую власть над организацией, во главе совета находится председатель. Все доктринальные и организационные трансформации с этого времени принимаются Руководящим Советом[91];

— Свидетели Иеговы именуют Руководящий Совет «Верным и благоразумным  рабом»  Бога,  основанный Иеговой  и  являющийся  его  видимым каналом на земле[92];

— Вся литература свидетелей издаётся под его надзором.

Помимо административных преобразований, при Нейтане Норре так же были образованы новые доктрины и базы для их дальнейших трансформаций[93]:

— Норр создал собственную хронологию времени, относительно которой от Адама до 1943 года прошёл 5971 год;

— В 1950 году выходит в печать перевод книг Нового Завета, под названием «Перевод Нового Мира Христианских Греческих Писаний», а спустя несколько лет выходят ещё пять томов книг Ветхого Завета, имеющие название «Перевод Нового Мира Еврейских Писаний»[94];

—  В 1961 году выходит полный «Перевод Нового Мира Священных Писаний», который объединил в себе «Греческие и Еврейские Писания»[95], с тех пор перевод претерпел небольшие модификации. Собственный перевод Библии позволил Обществу Сторожевой Башни найти догматическую платформу как для существующих, так и для создания и трансформации новых доктрин в своём вероучении;

— В 1966 году переливание крови запрещено и называется людоедством[96] (Адептам ни при каких обстоятельствах, вплоть до летального исхода, не разрешается переливать себе кровь);

— В 1967 году пересадка органов запрещена и приравнена к людоедству[97];

— Нейтан Норр предсказывает, что в 1975 году может начаться тысячелетнее царствование Христа, что означает конец света[98]. Общество в своих вычислениях доходит до того, что начинает учить о том, что «апостолы видели намного меньше, чем мы, они ничего не знали о 1975 годе»;

— После провала «конца света» Общество начало учить о том, что от Адама до 1975 года прошло 6000 лет, но Царство наступит ещё через 6000 лет после сотворения Евы, но, сколько времени прошло от сотворения Адама и Евы, Общество не знает.

4.Фредерик Вильям Френц.

Следующим президентом после Нейтана Нора становится Фредерик Френц. Он  был  самым  образованным из всех предыдущих президентов  организации, и знал греческий  язык.  Ему пришлось  принимать титанические усилия для притока в Общество новых адептов. Он родился в 1893 году в городе Ковингтон, штат Кентукки. В 1911 году окончил школу, и поступил в университет Цинциннати, на кафедру лингвистики, где он изучал древнегреческий язык, и осваивал немецкий, латинский, испанский, португальский, французский, а так же основы иврита [99]. Фредерик собирался стать пастором пресвитерианской церкви, но, после прочтения некоторых книг Чарльза Рассела, он заинтересовался исследованиями Библии Общества Сторожевой Башни настолько, что 30 ноября 1913 принял крещение и стал исследователем Библии Общества.

В 1920 году он вступил в ряды послушников Вефиля для бескорыстного служения и полной самоотдачи своих сил во славу Организации Иеговы[100].

В 1926 году Френц стал одним из членов редакторов публикаций Сторожевой Башни, а так же главным редактором по подготовке проекта под названием «Перевод Нового Мира», а в 1977 года он был избран на должность президента организации.

С этих пор он начинает деятельность по реабилитации Общества от последствий кризиса, который случился после несбывшегося пророчества в 1975 году. Первым делом, в 1980 году он увольняет тех членов организации, которые были участниками по подготовке кампании по агитации пророчества о 1975 годе, вследствие чего, было уволено множество сотрудников Общества[101]. Особый интерес вызывает тот факт, что среди уволенных был даже племянник Френца, Рэймонд Френц, который покинул культ в 1981 году. Он написал книгу под названием «Кризис совести», в которой он описывает ложь, исходящую от Общества.

В 1992 году в возрасте 99 лет Вильям Френц скончался в своей штаб квартире в городе Бруклин.

В период его управления организацией, были приняты меры по реабилитации после провала 1975 года[102]:

— слово «Армагеддон» практически перестало употребляться, а вместо него Общество стало использовать более нейтральные выражения, такие как «День Иеговы» и другие;

— Общество перестало назначать конкретные даты конца света.

5. Милтон Джордж Хеншель.

Пятым президентом Общества был избран Милтон Джордж Хеншель. Родился в 1920 году в городе Помона, штат Нью-Джерси, в семье рабочих Свидетелей Иеговы[103]. Он самого детства находился в «свете истины» Корпорации, поэтому благодаря своему опыту и знаниям быстро поднимался по карьерной лестнице. В 1939 году он стал личным секретарем Нейтана Норра, а в 1947 году на «вечери воспоминания» утверждал, что является «помазанником» Иеговы[104].

В феврале 1990 года Хеншель повстречался с председателем Комитета по делам религий в Москве, вместе с одиннадцатью российскими старейшинами, представляющих местные собрания Свидетелей Иеговы, что привело к официальному признанию Свидетелей Иеговы в России в марте 1991 года[105].

В 1992 году, Джордж Хеншель был назначен президентом, и оставался в этой должности до 2000 года, после чего подал в отставку, и оставался членом административного совета до самой смерти в 2003 году[106].

6. Дон Олден Адамс.

Последним на сегодняшний день президентом иеговистов является Дон Олден Адамс, который занял пост президента сразу же после отставки Джорджа Хеншеля в 2000 году.

Родился около 1925 года в США. Свидетелем Иеговы стал ещё в юношеском возрасте. В 1944 года был принят в штаб-квартиру Свидетелей Иеговы в Бруклине, где стал секретарем президента Нейтана Норра[107]. В 2000 году вступил на президентсткий пост где он остается по сей день.

Характерной чертой в истории Свидетелей Иеговы является тот факт, что со сменой каждого президента, в Обществе происходила смена руководства, смена системы административного управления, а так же модификация и трансформация вероучений.

Переводы Библии

Каждая религиозная организация, извращающая Божьи истины, но при этом закрывающаяся авторитетностью Священного Писания, рано или поздно встает перед нуждой исказить Библию, чтобы привести ее в соответствие со своим лжеучением. Самым простым способом здесь будет заняться созданием собственного перевода, что и сделали Свидетели Иеговы, создав свой личный искаженный перевод Библии, так называемый «New World Translation of the Holy Scriptures» («Новый Всемирный Перевод Священных Писаний»). Однако имена переводчиков иеговисты не посчитали нужным указать. Впервые этот перевод был выпущен в 1950 году, а затем несколько раз модифицировался. Окончательная трансформация перевода издавалась в 1961 году на английском языке, а в 1963 году на немецком. Распространение его продолжается до настоящего времени огромными тиражами. Множество мест из Библии в этих изданиях претерпели сильные искажения[108]. Переводчики комитета перевода Библии нового мира, передавая Обществу Сторожевой башни свой перевод в дар, выразили желание остаться анонимными и условились, что их имена не будут разглашаться ни при их жизни, ни после их смерти, мотивируя это тем, что они не искали славы для себя, но бывший член Руководящего совета свидетелей Иеговы Реймонд Френц после своего исключения из организации опубликовал их имена в своих работах. Членами «Комитета перевода Нового мира» являлись Фредерик Френц, Натан Норр, Альберт Шредер и Джордж Гэнглас, но их имена держались в тайне, по всей вероятности, для того, чтобы скрыть полное отсутствие у членов комитета сколько-нибудь основательного теологического образования. Никто из его членов, за исключением Фредерика Френца, никогда не осваивал библейские языки. Френц был председателем комиссии и имел двухгодичный курс греческого языка в Университете Цинциннати (который он так и не окончил). Еврейский язык он изучал самостоятельно[109].

Перевод Свидетелей Иеговы, по их мнению, претендует на точность, на максимальную близость к оригиналу, на доступность для простых людей без постоянных затруднений в понимании. Однако, на деле перевод под названием «Новый мир» имеет большое количество неточностей, подтасовок, особенно в тех местах, где  говорится о божественной природе Иисуса Христа, а также греческие слова Теос и Кириос (Бог и Господь) почти всюду заменены на слово «Иегова»[110]. Цель такого перевода — сбить человека с истинного пути спасения, сознательно ввести в заблуждение и втянуть в организацию.

Если рассматривать искажения библейского «Перевода нового мира», можно отметить следующие аспекты:

— Перевод изобилует перефразированиями;

— Необоснованным дополнением текста словами, которые вообще отсутствуют в греческом первоисточнике;

— Греческие слова сознательно искажаются при переводе. Таким образом, перевод подгоняется под теологию иеговистов;

— В «Переводе нового мира» настойчиво отрицаются основные христианские доктрины благодаря подстрочным комментариям, вводящим в заблуждение;

— Божественные имена редко начинаются с заглавной буквы. Например, Святой Дух никогда не признается Личностью или Ипостасью Бога, но просто «святым духом», невидимой действенной силой, духом истины, энергии и т.д.

Переводы Свидетелей Иеговы Библии на греческий язык настолько невежественные и примитивные, что любой студент, изучающий базовый курс греческого языка, будет в недоумении, приняв труды иеговистов за шутку[111].

Русскоговорящие иеговисты долгое время были лишены иеговистского перевода, поэтому, они пользовались переводом архимандрита Макария (Глухарева), который даже переиздали. Как свидетельствуют специалисты, в своем издании они произвели много подтасовок и подмен[112].

Архимандритом Макарием был осуществлён перевод некоторых книг Ветхого завета в 1834-1844 годах. Однако, только после его смерти, данные  работы стали публиковаться в журнале «Православное обозрение» за 1860-1867 годы[113]. В 1996 году Свидетели Иеговы сообщили, что, найденные ими журналы «Православное обозрение» за 1860-1867 годы с переводами Макария в Российской Национальной Библиотеке в Санкт-Петербурге, были любезно предоставлены для копирования и послужили основанием для издания отдельной книгой этого труда архимандрита Макария, с добавлением Псалмов в переводе протоиерея Павского и Нового завета в Синодальном переводе[114]. «Свидетелей Иеговы» по видимости привлекло в этих авторах то, что они неоднократно употребляют имя «Иегова». Так появилась «Библия Макария», отличительной чертой которой, по словам Свидетелей, являлось восстановление в более чем 2500 местах Ветхого завета имени «Иегова»[115]. Это сама по себе положительная тенденция, и она не должно вызывать ни у кого возражений. Однако оказалось, не всё так просто.

В переводе архимандрита Макария достаточно часто вместо слова «Господь» стоит «Иегова». Но не настолько часто, как в издании «Общества Сторожевой башни». Свидетели Иеговы написали это имя во множестве стихов, в которых у Макария используется «Господь», произведя таким образом типичную подмену[116].

Таким образом, становится совершенно ясно, что «творение» Свидетелей выдаваемое за перевод архимандрита Макария, не имеет никакого отношения к перу этого человека, а значит, является фальсификацией, и открытым обманом.

Будучи уличенными в обмане, Свидетели перестали ссылаться на псевдомакариевский текст и возвратились к синодальному переводу. Так, в 2001 году, они издали Библию, включающую Ветхий Завет, выполненный в Синодальном переводе, и Новый Завет — в «Переводе нового мира». Спустя несколько лет, в 2007 году Общество издает последнюю на сегодняшний день редакцию своего перевода всей Библии, но, по словам Общества, русский текст «Христианских Греческих Писаний» 2007 года издания значительно переработан по сравнению с текстом 2001 года[117]. Поэтому, не исключено, что следующее издание Библии иеговистов, будет ещё более модифицировано в соответствии с новыми трансформациями их учения.

В итоге изучения перевода, изданного «Обществом Сторожевой башни», можно прийти к определенным выводам: не подлежит сомнению, что целью перевода не является тщательное и добросовестное изложение библейских истин на тех языках, на которые осуществлялся перевод. Авторы выполняли «теократический заказ» Корпорации, беспокоясь не об адекватности текста первоисточнику, но о доказательстве доктрин «Общества Сторожевой башни».

 



[1] ОСБ- здесь и далее по тексту – Общество Сторожевой Башни

[2]  Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.11.2007.

— С. 10-12

[3] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.09.1910.

— С.289

[4] Дворкин А.Л. Сектоведение. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 1998. — C.97

[5] Дворкин А.Л. Сектоведение. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 1998. — C.97

[6]  Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.11.2007.

— С. 10-12.

[7] Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005. — С. 607, 608.

[8]New World Translation of the Christian Greek Scriptures. — Watchtower Bible and Tract Society of Pennsylvania, 1950. — Pg. 7-8

[9] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.08.2009.

— Pg. 4

[10] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2012. — Pg. 26

[11] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.10.1967.

— С.  590

[12] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.02.1997. — C. 2

[13] Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005, гл 26. — С. 576.

[14] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — С. 8

[15] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — С. 9

[16] Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005. — Гл. 29, — С. 645

[17] Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005. — Гл. 20, — С. 225

[18]Zion’sWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 25.04.1894.   — Pg.59

[19] Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2005. — Гл. 20, — С. 226

[20] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — С. 15

[21] Там же. — С. 16

[22] Hoekema An. A. The Four Major Cults. Grand Rapids, Eerdmans Publishing Company,Michigan, 1976. — Pg. 226

[23] Росс Дж. Дж.  Некоторые факты о самозваном «пасторе» Чарльзе Т. Расселе. // Центр Апологитических Исследований. Спб., Б-016. — С. 1

[24] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — С. 17

[25] Росс Дж. Дж.  Некоторые факты о самозваном «пасторе» Чарльзе Т. Расселе. // Центр Апологитических Исследований. Спб., Б-016.  — С. 2

[26] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.05.1994.

— C . 24-25

[27] Рубский В., прот.   Противосектантский блокнот. Почаев, 2005. — C.  89

[28] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999- С. 17

[29] Сторожевая Башня. —Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.05.1995.- C. 17

[30] Новопашин А., прот., В. Мельников. О чем свидетельствуют «Свидетели Иеговы»? Новосибирск, 1996. — C. 4

[31] Стеняев О., прот., Свидетели Иеговы» кто они? – М.: «Православная Москва», 1996. — С.3

[32] Hoekema An. A. The Four Major Cults. Grand Rapids, Eerdmans Publishing Company,Michigan, 1976. Pg. 255

[33] Там же.

[34] Коник В.В. Критика эсхатологии Свидетелей Иеговы. М., 1976. — С.27

[35] Там же.

[36] Дворкин А.Л. Сектоведение. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 1998. -C.97

[37] Свидетели Иеговы объединено творят волю Бога по всей земле. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1994. — С.8

[38] Там же.

[39] Там же.

[40] Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М., 1993. — С. 72

[41] Свидетели Иеговы объединено творят волю Бога по всей земле. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1994. — С.8

[42] Там же.

[43] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.: Христианская библиотека, 2008 — C.170-171

[44]  Gruss, Edmund «Apostles of Denial»Newhall,California 1979. — C. 53

[45] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — C.20

[46] TheWatchTower. —Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.10.1997. — Pg.6

[47] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1993. — Pg.67

[48] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.03.1955. — Pg.175

[49] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1975. — Pg. 55

[50] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1991. — Pg. 73

[51] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999 — C.21

[52] Lawson, John D., American State Trials, vol 13, Thomas Law Book Company, 1921. — Pg. 8

[53] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1993. — Pg. 68

[54]  Botting, Heather. The orwellian world of Jehovah’s Witnesses / Heather & Gary Botting. — Toronto etc.:University ofToronto press, Cop. 1984. — Pg. 39

[55] Rogerson, Alan, Millions Now Living Will Never Die. Constable,London, 1969. — Pg. 41

[56] Gruss, Edmund «Apostles of Denial»Newhall,California 1979. — Pg. 55

[57] Стеняев О., прот., Свидетели Иеговы» кто они? – М.: «Православная Москва», 1996 — C.9

[58] Botting, Heather. The orwellian world of Jehovah’s Witnesses / Heather & Gary Botting. — Toronto etc.:University ofToronto press, Cop. 1984. — Pg. 41

[59] Коник В.В. Иллюзии Свидетелей Иеговы. М., 1981. — С. 69

[60] Сторожевая Башня. — WTB&TS 1.06.1993 — С.26 // Сторожевая Башня. — WTB&TS, 1.06.1993. — С.23 // Сторожевая Башня. — WTB&TS, 1.03.1994. — С.25 // Сторожевая Башня. — WTB&TS, 1.04.1994. — С.22

[61] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.12.1992. — С.22

[62] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1961. — Pg. 335–336

[63] Revelation — Its Grand Climax At Hand. —WatchTower Bible and Tract Society ofPennsylvania, 2006. — Pg.146-147

[64] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.: Христианская библиотека, 2008 — C.172

[65] God’s Kingdom of a Thousand Years Has Approached. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1973. — Pg. 347

[66] Порублев Н. В. Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии. – URL: http://www.blagovestnik.org/books/00108.htm  Дата обращения: 20.03.2012

[67] Сторожевая Башня. —Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.05.1995. -С.22

[68] Rogerson, Alan, Millions Now Living Will Never Die. Constable,London, 1969. — Pg.55

[69] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.12.1922. -Pg.394, JF Rutherford, Favored People. Watch Tower Bible and Tract Society of New York, as cited by Wills, 2007. — Pg. 129

[70] Коник В.В. Иллюзии Свидетелей Иеговы. М., 1981. — С. 66

[71]Zion’sWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 01.01.1881. Pg. 56

[72] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.12.1922. — Pg. 394

[73] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.06.1927. — Pg. 166

[74] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. -C.24

[75]TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.01.1927. — Pg 7

[76] JF Rutherford, Favored People. Watch Tower Bible and Tract Society of New York, as cited by Wills, 2007. — Pg 129

[77]TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.11.1928.

— Pg. 341,344

[78] Дворкин А.Л. Сектоведение. – Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 1998. — C.108

[79] Gruss, Edmund «Apostles of Denial»Newhall,California 1979. -Pg. 57

[80] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. -C.31

[81] Там же.

[82] Gruss, Edmund «Apostles of Denial»Newhall,California 1979. -Pg. 67

[83] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 22.08.1977. -Pg. 29

[84]Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.08.2003. -С. 31.

[85] Дворцов Г., иером. «Подлинная история Общества Сторожевой Башни». -Кохмы.:Свято-Благовещенский приход, 1996. — С. 40-42

[86] – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Издательская_деятельность_свидетелей_Иеговы Дата обращения: 15.03.2012

[87]Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999 — С.31

[88]Руководство для Школы теократического служения. — Watchtower Bible and Tract Society ofPennsylvania, 1993 — С. 4

[89] Порублев Н. В. Организация Свидетелей Иеговы в свете истории и учения Библии. – URL: http://www.blagovestnik.org/books/00108.htm  Дата обращения: 20.03.2012

[90] Гордиенко Н.С. Российские Свидетели Иеговы: история и современность. – СПб.: Лимбус Пресс, 2000. — С. 15

[91] История Свидетелей Иеговы URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_свидетелей_Иеговы  Дата обращения: 11.03.2012

[92] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.: Христианская библиотека, 2008. —  С. 150

[93] The Free Minds Journal. Vol. 17, № 4, Fall 1998. — Pg.13

[94] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. — C.35

[95] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.10.1960. -Pg.13

[96] См: The Free Minds Journal. Vol. 17, № 4, Fall 1998. — Pg.13

[97] Там же.

[98] Стеняев О., прот., «Свидетели Иеговы» кто они? – М.: «Православная Москва», 1996 — С.10

[99] Penton, M. James (1997, 2nd ed.). Apocalypse Delayed: The Story of Jehovah’s Witnesses.University ofToronto Press. — Pg. 174

[100] TheWatchTower. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1.05.1987. — Pg. 25

[101] Дворцов Г., иером. Лжесвидетели. Краткая история Общества Свидетелей Иеговы. — Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский Монастырь, 1999. -С.44

[102] Там же.

[103] Milton George Henschel – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Milton_George_Henschel Дата обращения: 14.03.2012

[104] Yearbook of Jehovah’s Witnesses. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 1974. — Pg. 46-47

[105] Ежегодник Свидетелей Иеговы. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 2008. — C. 198, 203

[106] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.: Христианская библиотека, 2008. — С.184—185

[107] Don Alden Adams – URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Don_Alden_Adams Дата обращения: 18.03.2012

 

[108] Евменов Дмитрий. История создания и учение Общества Сторожевой Башни (кандидатская диссертация по кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте (Москва), декабрь 1998. — С.60

[109] Там же. — С.61

[110] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Нижний Новгород.: Христианская библиотека, 2008. — С- 166

[111] Чернышев В.М. Сектоведение. Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя  Льва, папы Римского, Киев,2007. — С.295

[112] См.: Евменов Дмитрий. История создания и учение Общества Сторожевой Башни (кандидатская диссертация по кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте (Москва), декабрь 1998. — С.130-134

[113] Розетт Дмитрий. «Библия Макария»: новая история старого перевода // Центр Апологетических Исследований. Спб., С-093// — С.2

[114] Сторожевая Башня. — Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc., 15.12.1997 — С. 27

[115] Там же. — С.97

[116] См.: Евменов Дмитрий. История создания и учение Общества Сторожевой Башни (кандидатская диссертация по кафедре сектоведения в Православном Богословском Свято-Тихоновском Институте (Москва), декабрь 1998. — С.65

[117] Священное Писание — Перевод Нового Мира

– URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Перевод_нового_мира Дата обращения: 10.03.2012

Версия для слабовидящих
Архивы
Ссылки
Яндекс.Метрика